daily_winegraph (daily_winegraph) wrote,
daily_winegraph
daily_winegraph

Category:

FAQ - [К]: Контролируемые наименования вина

Сейчас большинство бутылок в магазинах содержат на этикетке указание места, из которого они происходят. Всегда ли слова "Кьянти" или "Бордо" на вине - залог покупки неплохого вина?

Ответ на этот вопрос далеко не так прост и однозначен, как может показаться в самом начале. Дело в том, что в реальности в вопросе скрывается одновременно много разных "подводных граблей". Самые очевидные из которых заключаются в словах "неплохое вино", например.

С давних, еще доисторических времен у меня установлена RSS подписка на словосочетание "daily winegraph" в поиске Яндекса по блогам и форумам - когда у меня было чуть больше времени я читал те места, где меня цитировали и давали на меня ссылки и иногда, даже, встревал в обсуждения. Таким образом я порой оказывался на самых разных форумах (скажем на iXBT). И то, что я периодически на них читал порой повергало меня в глубокие размышления.

"У меня со студенчества осталась память о каком-то молдавском вине, которое было более чем хорошим. Я даже постарался его снова отыскать, на что потратил довольно много времени и денег - все было не то. Пока, наконец, не нашел одну точку, где его продают из-под полы, в розлив. Может оно и считается не ахти каким вином, но мне реально нравится его вкус, лучшее, что я пробовал!".

Как вы думаете, там из-под полы продают Кьянти? Или Бароло? Черт с ним с Бароло, может быть хотя бы Риоху? Я почему-то уверен, что это в лучшем случае Изабелла, а в худшем - разбодяженное пакетированное вино с добавлением метилантранилата для аромата, лимонной кислоты и сахара для вкуса. И кто-то находит это "лучшим, а все остальное не то". Поэтому для начала неплохо было бы определиться с тем, что такое "неплохое вино".

Мировая практика на этот счет устроена следующим образом - априори "неплохим" считается вино, сделанное из свежего или увяленого винограда, так, что в результате винодельческого процесса получается алкогольный напиток с допустимым содержанием побочных продуктов (метилового спирта, уксусной кислоты, этилацетата и т.д.). Речи о вкусе и аромате в общем случае не идет. Мало ли у кого какие вкусовые пристрастия? Кому-то камамбер пахнет шампиньонами, а кому-то вчерашними носками. :)

Так что же, в таком случае, дает потребителю (и дает ли хоть что-то) надпись "Кьянти" или другое подобное название на этикетке? Для ответа на этот вопрос нам придется погрузиться на пару минут в историю "защищенных наименований" для того, чтобы понять, из каких соображений и для чего они возникли.

Дело было в начале XX века, вскоре после того, как в Европу привезли филлоксеру, этого опасного виноградного вредителя, который как косой снес от 50 до 80% всех европейских виноградников. Следствием этой беды стал неизбежный рост цен на вино - продукт оказался в серьезном дефиците. Поэтому как только виноделы догадались высаживать лозы, прививая их на американские корни, начался массовый, ажиотажный рост площадей виноградников - это была на тот момент самая рентабельная культура и виноград сажали все кто только мог и где только возможно. Всем хотелось "поймать волну" высоких цен. И как это обычно и бывает (а история знает тому много примеров) результатом через 5-7 лет стал жесточайший кризис перепроизводства вина - его было столько, что его банально было некуда девать. Цены рухнули до уровня "ниже плинтуса", что привело к волне разорений среди крестьян. Продать вино стало крайне трудно. Ну разве что это вино из очень известного региона. Например, из Бордо или Шампани.

Вы уже догадались, что одномоментно все французские вина стали "бордосскими" - каждый винодел, надеясь продать свое вино хоть как-то, утверждал, что "это самое что ни наесть лучшее Бордо и ничто другое!". Винный рынок наводнился подделками, от которых в первую очередь пострадали виноделы тех мест, чье имя активно использовалось. Дело во Франции местами дошло до бунтов, которые правительству пришлось "разруливать" с помощью регулярной армии, ни много, ни мало. В итоге для защиты интересов производителей вина определенных известных регионов была создана система "продуктов, контролируемых по наименованию" - государственный орган (в случае с Францией - INAO, Национальный Институт Контролируемых Наименований по Месту Происхождения) удостоверяет, что продукт с географическим названием сделан именно там, где сделан.

Именно так, для защиты производителей из указанной зоны. Теперь, будучи защищены от подделок со стороны, виноделы именованных зон могли совместно вкладываться в дальнейший маркетинг и продвижение своего наименования, чтобы покупатель не обременял себя тысячами названий конкретных виноделен, а увидев знакомое "Бордо" или "Кьянти" испытал позыв купить именно эту бутылку. Для этого каждая из защищенных зон приняла так называемый "аппеллясьонный кодекс" - свод правил, который описывает все разрешенные правила производства вина в данной зоне, которые, в общем случае, должны обеспечить потребителю некоторый определенный минимальный уровень качества вина. В кодекс обычно входит полное указание географической зоны, список разрешенных агротехнических и винодельческих практик, минимальные нормы содержания в готовом вине сухого вещества и алкоголя. В принципе этот набор, действительно, до какой-то степени гарантирует потребителю, что в бутылке не будет откровенной бодяги. Для зон, в которых установлены разрешенные сорта винограда (Пино Нуар в Бургундии, Совиньон Блан в долине Луары и т.д.) потребитель может догадываться о каких-то сортовых особенностях вина. Но не более того.

В некоторых зонах вина, претендующие на указание на этикетке названия зоны, обязаны также проходить и слепой дегустационный тест независимой комиссией. Однако по факту эта дегустация отсеивает весьма незначительное количество "претендентов", тех, чьи вина имеют явные проблемы во вкусе и аромате, в основном такие, какие могли бы быть выявлены и на уровне химического анализа. Таким образом правильный ответ на исходный вопрос выглядит так: "Указание на этикетке вина той или иной географической зоны служит в первую очередь для защиты интересов производителей, а потребителю гарантируется лишь определенный минимальный уровень качества, но никоим образом ничего не обещается в отношении вкусовых и ароматических свойств вина".

Является ли это "залогом покупки неплохого вина" - решать вам.

Tags: {faq}
Subscribe

  • (no subject)

    И в самом деле, какого черта потребитель должен платить за всякие маркетинговые небылицы? Этикетка должна четко и ясно доносить основные…

  • Старинные бутылки

    Instagram: daily_winegraph В понедельник - дегустация "История вина". На фото одни из самых старых винных бутылок "луковиц" из музея…

  • (no subject)

    Решил протестировать новый клиент для ЖЖ под iOS. Ну, в целом внешним видом уже овладели, кажется, теперь надо про детали и подробности не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • (no subject)

    И в самом деле, какого черта потребитель должен платить за всякие маркетинговые небылицы? Этикетка должна четко и ясно доносить основные…

  • Старинные бутылки

    Instagram: daily_winegraph В понедельник - дегустация "История вина". На фото одни из самых старых винных бутылок "луковиц" из музея…

  • (no subject)

    Решил протестировать новый клиент для ЖЖ под iOS. Ну, в целом внешним видом уже овладели, кажется, теперь надо про детали и подробности не…