?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 July 2014 @ 11:00 am
FAQ: [К] Конкурсы и чемпионаты среди вин  
В последнее время на бутылках вина замечаю все больше наклеек с упоминаниями оценок и медалей, завоеванных этим вином на различных конкурсах. Что такое вообще винные конкурсы и как относиться к таким наклейкам?

Винные конкурсы - это мероприятия, в рамках которых специально отобранная судейская коллегия в "слепой" дегустации пробует и оценивает по определенным правилам вина-участники. Винные конкурсы условно делятся на две категории: национальные винные конкурсы и международные.

Первые привлекают огромное число виноделен страны и в первую очередь призваны показать вина последних лет урожая внутреннему рынку и самим виноделам сориентироваться в общем положении и текущих направлениях развития национальной винной отрасли. После того, как жюри (которое, если конкурс проводится согласно правилам Международной организации виноградарства и вина (OIV), должно быть международным) объявляет вина-победители, национальное винодельческое сообщество получает возможность оценить, какая стилистика вина их страны наиболее высоко оценивается и каждый винодел может сделать для себя какие-то определенные выводы.

Международные конкурсы более ориентированы на развитие внешних продаж и в меньшей степени ориентированы на "своего" потребителя. Оценка международного конкурса для винодела это дополнительный "козырь" в переговорах с импортерами о ценах и объемах поставок. Для национального потребителя, особенно в начинающих свое развитие странах, таких как Россия, награды, полученные на престижных конкурсах могут также донести до конечного потребителя внутри страны представление об уровне качества производимых вин. Тем не менее, если вино участвует в одном из британских международных конкурсов, то в первую очередь винодел ориентирован на дальнейшие продажи именно на рынке Великобритании (так как эта страна является одним из крупнейших мировых потребителей вина).

В состав жюри обычно входят известные сомелье, винные журналисты, профессиональные дегустаторы, энологи. Выбор членов жюри осуществляют сами организаторы конкурса среди людей, которые имеют определенную известность и хотят поучаствовать в качестве судей.

В винных конкурсах всегда присутствует весьма значительный элемент случайности. Например, конкретная бутылка может получить очень низкие оценки по тем или иным причинам (условия хранения и доставки, проблемная пробка и т.д.) от этого никто не застрахован. Теоретически для участия в конкурсе отправляется несколько бутылок одного и того же вина, однако жюри попросит открыть вторую бутылку только в случае ярко проявляющегося и очевидного дефекта первой. Если же дефект не слишком очевиден - вино просто будет низко оценено. Очень важен так же и вопрос "контекста" - из десяти вин идущих в дегустации подряд, последний образец может немного уступать девяти феерическим предыдущим, и хотя сам по себе он очень неплохой, на их фоне он может быть оценен несколько ниже, чем заслуживает. Или наоборот, если по жребию шли пять-шесть очень слабых вин, за которыми оказывается более-менее удачное, то у дегустатора возникает вполне естественное желание поставить ему несколько более высокий бал, чем оно заслуживает.

Также мнение судей обязательно в определенной степени субъективно, так как для вина не существует однозначных сверх-жестких критериев оценки. Одно и то же вино на разных конкурсах может быть оценено по-разному. Большую роль играют квалификация и состав конкретной судейской комиссии - как бы мы не стремились к "объективности", тем не менее каждый судья имеет свое собственное определенное представления о "наилучших" стилях того или иного вина. Представьте себе международный конкурс, проходящий во Франции. Естественно, что у многих членов судейской комиссии выработана привычка ко вкусу и стилю местных вин, и как следствие отношение к французским винам автоматически будет в итоге более лояльным, чем отношения к винам из других стран-участниц.

Конечно, это определенное несовершенство существующей системы оценок вина. Это чисто психологический момент и связан он с привычкой, воспитанием, образом мышления и оценки, если угодно. Поэтому даже среди признанных международных экспертов такой жюри могут возникать разногласия и возникать некоторый разброс в оценках. Но хорошее вино, действительно хорошее, крайне редко останется без должной оценки - квалифицированный судья прекрасно осведомлен о подобной специфике своей работы и обычно очень четко корректирует свое поведение, даже если он продегустировал уже под сотню образцов и рабочий день подходит к концу. Тем не менее ни один образец не будет обойден вниманием и каждому вину будет уделено достаточное количество времени, концентрации и объективности. На международных конкурсах, сколько мне доводилось их видеть, все члены жюри оценивают вина максимально честно, внимательно и непредвзято. Поэтому несмотря на возможные единичные отклонения в среднем награды отражают уровень участников конкурса.

А что же медали, спросите вы? Получается, что если оценки в какой-то степени случайгы, по и никакие награды ничего не значат? Нет, это не так - по настоящему хорошее вино получает эти медали и награды различных конкурсов стабильно, а не по воле случая. Так что если вас интересует реальный уровень вина - смотрите не на единичный случай оценки, а на историю и динамику. Это важнее. На порядок.

Tags: ,
 
 
 
hawkresshawkress on July 28th, 2014 07:33 am (UTC)
А напишите еще сюда, пожалуйста, кому выдаются медали разных достоинств на конкурсах. Всем, кто выше определенного балла, или "лучшим пяти/ вторым пяти.." на этом конкурсе независимо от набранных баллов?
daily_winegraphdaily_winegraph on July 28th, 2014 10:25 am (UTC)
В зависимости от оценочных баллов, но не более чем 30% участников.
Андрей_andrei_ on July 28th, 2014 08:14 am (UTC)
"Представьте себе международный конкурс, проходящий во Франции. Естественно, что у многих членов судейской комиссии выработана привычка ко вкусу и стилю местных вин, и как следствие отношение к французским винам автоматически будет в итоге более лояльным, чем отношения к винам из других стран-участниц."

так ведь дегустация и оценка вроде бы по "слепому" методу проводится, нет?
daily_winegraphdaily_winegraph on July 28th, 2014 10:27 am (UTC)
По слепому, конечно. Но стиль-то у вин разный и поэтому даже в слепой дегустации вы будете ставить более высокие оценки винам, сделанным в привычном стиле. То есть француз - французским или тем, которые хорошо копируют их стилистику.
Андрей_andrei_ on July 28th, 2014 01:25 pm (UTC)
решил по этому поводу пересмотреть фильм Bottle Shock)
Mikhail PatrakeevMikhail Patrakeev on July 28th, 2014 09:52 am (UTC)
Быть может стоит добавить, что среди винных конкурсов нет единого стандарта ценности медалей и прочих знаков отличия. Поэтому бронза одного конкурса может быть ценнее серебра на другом.

К примеру "золотая медаль" на Internation Wine Challenge считается эквивалентной 95-100 баллам по стобальной системе, в то время как на Berliner Wein Trophy "золотая медаль" даётся винам в диапазоне 85-91,9 балла.

Edited at 2014-07-28 09:54 am (UTC)
daily_winegraphdaily_winegraph on July 28th, 2014 10:27 am (UTC)
Логичное дополнение, да.
janus_janusjanus_janus on July 28th, 2014 10:48 am (UTC)
Можно ли ориентироваться на общее количество медалей у одного производителя? Обращать на тенденцию роста мастерства виноделов, если медали получают разные вина, но год от года больше и больше? Или тенденции роста справедливы только в отношении конкретных вин и их "развития"?

Вячеслав Бельков (Slava Belkov)ravenra on July 28th, 2014 03:15 pm (UTC)
... а также, сколько медалей у современного вина уже кажутся подозрительными?
daily_winegraphdaily_winegraph on August 3rd, 2014 12:48 pm (UTC)
Я бы сказал, что важнее, когда не одно вино выигрывает много где и чего, а когда разные вина одной винодельни регулярно выигрывают всяко-разно. То есть уровень винодельни не определять по одному топовому вину.
janus_janusjanus_janus on August 4th, 2014 11:30 am (UTC)
"Вот и я такого мнения" (С) :)

Сталкивался с таким мнением у потребителей, что одно вино медалей набирает, а остальные сильно отстают. Т.е. остаются скрытые сомнения и мысли "об особой бочке", "спецобразце".
А когда медалей у разных вин разных линеек одного производителя много, то и доверия больше.
ablomoffdaablomoffda on July 30th, 2014 12:39 am (UTC)
Как относиться к медальке на этикетке NR Саперави Фанагории?
Это единичный случай? А какая динамика?
daily_winegraphdaily_winegraph on August 3rd, 2014 12:50 pm (UTC)
Фанагория, если я правильно помню, клеит медальку именно на то вино, которое ее получило. Что правильно.

Если говорить о динамике линейки НР, то она стабильно в "бронзе" вполне приличных конкурсов, что говорит о достаточно отработанной технологии производства.
janus_janusjanus_janus on August 4th, 2014 11:32 am (UTC)
К сожалению, медаль на Саперави NR рисуется уже на третьем винтаже. По идее это не правильно. Получил приз Саперави 2011 года.
daily_winegraphdaily_winegraph on August 4th, 2014 12:52 pm (UTC)
Проверю.
janus_janusjanus_janus on August 4th, 2014 01:49 pm (UTC)
Проверь. Я уже им как-то говорил, когда на 12 годе заметил значок из Лондона.