daily_winegraph (daily_winegraph) wrote,
daily_winegraph
daily_winegraph

Categories:

Винные конкурсы - зачем?

С некоторых пор ответ на данный вопрос для меня стал далеко не очевиден. До тех пор, пока я пробовал вино только и исключительно покупая его с полки магазина, я полагал, что медаль того или иного конкурса - это показатель некоторого уровня качества вина. Впрочем я и сейчас так думаю, но лишь отчасти.

Дегустационная комиссия пробует в день до 45 вин (обычно 3 "флайта" по 15 вин). Это нормальная, не слишком большая нагрузка для тренированного специалиста - дегустаторы на винодельнях иной раз пробуют до 80-100 образцов в день, хотя как по мне, так это несколько через край. Пробует она это "в слепую", не зная ни цены вин, ни названий производителей. Вина сгруппированы в сеты по типу (молодые-выдержанные, красные-белые и т.д.) и упорядочены по году урожая. Казалось бы, какие проблемы? Люди пробуют, сравнивают, ставят оценки и кто победил - тот и молодец, реально.

Однако дотошные "британские ученые", которым не сидится на попе ровно, неоднократно за последние годы обсчитывали статистику участия и результаты различных винных конкурсов для различных вин. И выяснилось, что если взять результаты 3 различных винных конкурсов и посмотреть на них пристально, то выяснится, что не менее половины всех участников в итоге имеют золотую медаль как минимум с одного из них. В то же время более половины вин имеющих ровно одну золотую медаль из 3 возможных, на оставшихся двух конкурсах не получили вообще никакой награды. Что за чертовщина?



Большой дьявол кроется как всегда в мелочах. Помню, как впервые попав на винный конкурс, я был очень сильно удивлен  разницей между своими собственными записями о нескольких винах, которые я сделал во время рабочей сессии и во время гала-диннера, на котором были представлены вина-победители. Мои впечатления разнились весьма и весьма существенно. В чем же дело? А на самом деле все очень просто: контекст

Давайте будем честны: вино - продукт на восприятие которого влияют тысячи факторов. И такие стандартизуемые параметры как освещенность зала, посторонние запахи, температура подачи, скорость дегустации и количество образцов в одной сессии - лишь верхушка айсберга. Куда важнее, просто таки на порядок, то, в каком контексте дегустатор пробует вино. Огромная проблема на в том, чтобы правильно оценить вино как таковое, а в том, чтобы сделать это в ряду других вин.

Попробуйте себе представить, что вы находитесь в ресторане. Вам приносят один салат и он, о ужас, залит уксусом по самое не могу! Вы отодвигаете тарелку и просите другой салат. Вам приносят - продукты плавают в майонезе! Третий - пересолен. В четвертом листься плохо промыты и на зубах скрипит песок. И только в пятом образце все очень даже  нормально и вы, уже изрядно изголодавшись и измучавшись морально, с удовольствием съедаете его. В итоге блюдо кажется вам не просто нормальным, а весьма и весьма удачным. Однако представьте себе строго обратную ситуацию - пятый салат "вполне ничего", но идет он после 4 шедевров. Смею вас уверить, вы отодвинете тарелку лишь прикоснувшись к закуске. 

Стал ли салат сам по себе хуже или лучше? Нет, он остался тем же самым. Что изменилось? Конечно же вы сами. Как это нивелировать? "Ребус! Кроссворд!" (с)

И вот тут самое время вернуться к изначальному вопросу - а зачем тогда всё? Может быть все эти понедельники взять и отменить? 

Лично я полагаю винные конкурсы очень важной частью винного маркетинга. Но не в том смысле, что какой-то конкретный производитель сможет налепить на этикетку медальку. Вовсе нет. Гораздо важнее для продвижения вина в целом то, что участники дегустационных комиссий могут посмотреть на достаточно большое количество разнотипных вин в режиме "быстрого обозрения". Помню, каким большим открытием для меня стали Ширазы Кипра. Я не помню (а во многих случаях и не знаю) конкретных производителей, но помню, что ехал я на Кипр с теоретическими знаниями о Маратефтико, Мавро и Кариньяне, а в итоге понял, что лучшее, что получается в регионе на сегодняшний день - белое вино из Ксинистери с добавкой Семильона и красное из 100% Шираза. И именно это и стало для меня (и для тех, кто дочитал это утреннее эссе до этого места) главным результатом кипрского чемпионата.

А что же медали, спросите вы? Зачем они? Ну, что я вам скажу - должен же конкретный производитель чем-то себя потешить? Тем более, что по настоящему хорошее вино получает эти медали стабильно, а не по воле случая. Так что если вас интересует реальный уровень вина - смотрите не на единичный случай медали, а на историю и динамику. Это важнее. На порядок.

Tags: {тема_дня}
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments