?

Log in

No account? Create an account
 
 
09 November 2011 @ 09:33 pm
Еще раз про «полусладкие вина»  
Елена Денисова пишет не часто. Но когда пишет - это всегда даже не от души, а от всего наболевшего. Очередной ее текст вашему вниманию.

===
Еще раз про «полусладкие вина»

Винодельческая отрасль России в 2011 году на фоне непростого по погодным и лицензионным условиям сезона, совершила небывалое до недавнего времени объединительное усилие – пролоббировала принятие в нашем национальном законе новой терминологии в отношении ВИНА.

Категория ВИН (сухих, натуральных, виноградных – в старых терминах социализма) в нашем алкогольном 171 федеральном законе теперь соответствует европейскому стандарту и совершенно отделена для целей торговли и контроля от всех вин с добавками сахаров и прочих «корректоров» вкуса. Непрезентабельное для рыночного продвижения – «винный напиток» теперь должно бы сопровождать любые полусладкие дешевые напитки, сделанные на основе плохого вина с добавлением подсластителей.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Однако все усилия по созданию правильного национального винного законодательства (хотя бы в рамках общего алкогольного) могут быть перечеркнуты при переходе на режим Таможенного союза.

При главенстве законов Таможенного союза над национальными законами трех стран: Россия, Казахстан, Белоруссия, мы снова попадаем в ситуацию, когда усилия по защите винопроизводящего сектора экономики надо начинать практически с нуля. Белоруссия, не являясь винопроизводящей страной, лоббирует приравнивание ФРУКТОВЫХ вин к виноградным, а также признание вином любого винного напитка. То есть вместо продвижения вперед в законотворческом написании технического регламента Таможенного союза от достигнутого с таким трудом в Российском законе, мы снова откинуты назад.
Понятно, что признание дешевых полусладких вин – «напитками» не устроило огромный производственный сектор, извлекающий из этой торговли существенные прибыли. Понятно и то, что у стран таможенного союза нет своего виноделия, а есть те же вторичные процессы «улучшения» сахаросодержащими концентратами плохого виноматериала, купленного по дешевке на мировом рынке. Понятно, что эти две крупные силы – российские производители массового плохого вина и Белорусские политики, лоббирующие такие же заводы на территории своей страны, готовы теперь взять реванш на законодательном поле.

Чем нам страшен «полусладкий» техрегламент? В первую очередь для продвижения качественного виноделия нужна быстрая реализация своей дорогой продукции, что совершенно не возможно, когда рынок наводнен дешевой «полусладкой» шняжкой. А поскольку эти напитки продаются под тем же названием – «вино», то непросвещенный потребитель, обманом и низкой ценой, спровоцирован на такую покупку. Без увеличения доли потребления качественных вин на рынке алкоголя отрасль добротного виноделия обречена на экономический провал. Сегодня в эту нишу входят богатые энтузиасты, чья экономическая устойчивость, приобретенная в других сферах, позволяет им надеяться на лучшее. Но как долго инвесторы будут терпеть убыточную деятельность по производству качественного российского вина? И сколько из них доживет до светлого рыночного будущего? Эти вопросы открыты. Хотя надежду на улучшение инвестиционного климата дал недавно сам Президент РФ.

ЧЕМ ПЛОХО «ПОЛУСЛАДКОЕ ВИНО»

Да просто тем, что оно плохое. А сахар используется для маскировки его убогого качества. Народный опыт советского массового винопития подсказывал людям, что сухое вино – кислое и невкусное. Это память поколений, когда в стране не умели делать качественное вино. Настоящее сухое вино и не кислое, и очень вкусное. А вот плохое сухое вино (из невызревшего винограда, с преступным превышением урожайности с куста) как раз и используется как сырье для производства шняги.

Наши потребители уже приобрели опыт покупки ярких игрушек с вредными для здоровья красителями, модного трикотажа, разлезающегося при первой стирке. Теперь очередь за полусладкой бурдой. Мы должны информировать российского покупателя, что вина по цене до 100 рублей – это раствор улучшателей вкуса на основе ужасного винного сусла, которое неприменимо в добротном виноделии. Вкусное – не обязательно «сладкое». Этому каждый родитель учит своих детей, заставляя правильно питаться, отнимая «чупачупсы» всех мастей. Лишь первый глоток «полусладкого вина» может быть приятен. Полусладкое вино не позволяет наслаждаться вкусной гастрономией, диссонирует с основными блюдами застолья, наконец, вызывает отторжение при обильном употреблении. Больная голова, несварение всех видов: это неизбежное последствие многочасовых возлияний на свежем воздухе с шашлыками, если было куплено полусладкое «вино».

ЧЕМ ПОЛУСЛАДКОЕ НРАВИТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ?

Массовые производства унаследовали виноградники от постсоветских предприятий. Принцип советский хозяйств – безграничная урожайность с гектара для повышения массовости продукции. Для этого высаживался такой сортовой состав, который дает весомую обильную ягоду, многочисленные грозди. Низкий сахар и очень скудная минеральность, танинный состав не позволяют из этих сортов сделать добротное вино. Взамен государство дарило право лить в жидкое сусло сколько угодно подсластителей.

Но и эти сорта позволят создать питкое сухое вино, если производить на этих виноградниках не 20 тонн, а хотя бы 10 с гектара. Для сравнения: качественное вино производят на виноградниках, где кустов в 5 раз больше, а урожайность ограничивают до 5-7 тонн с гектара. Принцип вполне понятен: рождает куст меньше, зато качество ягоды значительно лучше. Как у анемичных малышей и мам, рожавших каждый год, не будет здорового винограда, если заставлять куст плодоносить с неограниченной урожайностью. Любой непрофессионал, попробовав ягоду с плантации с ограниченной производительностью, почувствует – концентрированная, сладкая, толстая упругая кожица и мякоть – конечно, при переработке на вино такая ягода дает густое, мощное вино. Именно такие вина имеют в виду, когда говорят об их благотворном антиоксидантном действии на организм человека. Ну а про анемичную, водянистую героиню «200 ц. с га» говорить и не приходится. Эта кислая жижа и становится основой «полусладких вин», бесполезных во всех отношениях.

Теперь наследники массовых производств говорят: «у нас такие плохие сорта винограда, из которых без концентрата не сделать хорошего вина. А вырубать виноградники – это варварство, горбачевщина! Так что разрешайте нам лить сахарозный концентрат».

Любое профессиональное виноградарство – это подвижный баланс плодоносящих и молодых виноградников. Непроизводительные, слабые виноградники раскорчевываются, земля уходит в сельскохозяйственный оборот на 3-5 лет, прежде чем на этом участке снова высаживается молодой продуктивный виноградник. Раскорчевка и посадка – это не кампанейщина и штурмовщина, а плановая, постоянная деятельность по реорганизации виноградника, по поддержанию его продуктивности и эффективности.

Поэтому крики ТАБУ на раскорчевку виноградников – это оборотная сторона медали, когда не желают производители вкладывать деньги в качественный виноград, что конечно, дорого. Сверхприбыли, полученные от торговли «полусладкой шняжкой», хозяева таких предприятий не торопятся вкладывать в качественное виноградарство и виноделие. Действительно, зачем будоражить карман, когда народ и так пьет полусладкую бурду? Мне один такой хозяин прямо и сказал: «Ведь пипл хавает!!»

Пусть каждый потребитель об этом услышит и подумает, хочет ли он быть доходным полигоном для чужой наживы в ущерб своему здоровью.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТАМОЖЕННОМУ СОЮЗУ

Каждый из нас живет своей многотрудной жизнью. Нет в ней места ни митингам против плохо организованной государственной власти, ни ежедневному законотворчеству вместо уважаемых депутатов.
Поэтому трудно предположить, что от кропотливого винодельческого процесса на только что заложенном урожае, истинные виноделы бросятся с энтузиазмом редактировать Технический регламент таможенного союза о 40 страницах.

Но жизнь наша так устроена, что если вовремя не принять участия в создании правил игры, то играть в нее будут совсем другие. Хочется позвать всех заинтересованных любителей вина, юристов, пытливых и опытных профессионалов, умеющих работать с документами. Сравните, пожалуйста, изменения в пользу вина в 171-ФЗ, внесенные с подачи виноделов России и прочитайте проект Технического регламента таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». Разница там принципиальная в терминологии. Если вином поименовать снова всю некачественную винную продукцию, то так этот «корабль» и поплывет.

Между тем опыт европейских стран гласит: спирт и содержание сахара – это один и тот же параметр, выраженный в разных терминах. Ягода с содержанием сахаров 22-25 при полном брожении дает сухое (ноль сахара) вино крепостью 12-14%. Поэтому контроль до 15% спирта в понятии вина автоматически означает, либо сладкое, но менее крепкое, либо сухое, но высоко спиртуозное. Если остановить брожение спиртами, то будет более высокий градус конечного продукта – это уже ликерные вина. Остановка брожения холодом – натуральные полусладкие вина. Они менее крепкие. А лить сладкий концентрат и спирт и делать сладкий напиток крепостью 12-13% - это нарушение европейского стандарта по вину. ЭТО УЖЕ НЕ ВИНО, А ВИННЫЙ НАПИТОК!

И пусть потребитель об этом знает и в Казахстане, и в Белоруссии и в многострадальной России!
 
 
 
Петербургские заметкиirasy on November 9th, 2011 05:50 pm (UTC)
Грустно.
Ильяiterekhin on November 9th, 2011 06:05 pm (UTC)
Что делать?
abramabram on November 10th, 2011 01:36 am (UTC)
Кто виноват?
Валерий Чусовaeropax on November 9th, 2011 06:18 pm (UTC)
Хороший текст. Перепостил.
i_rd_ui_rd_u on November 9th, 2011 06:27 pm (UTC)
мне показалось интересным. Надеюсь, не возразите против перепоста?
daily_winegraphdaily_winegraph on November 9th, 2011 06:28 pm (UTC)
Нет, конечно. :)
(no subject) - i_rd_u on November 9th, 2011 06:37 pm (UTC) (Expand)
(Anonymous) on November 9th, 2011 06:33 pm (UTC)
>Если остановить брожение спиртами, то будет более высокий градус конечного продукта – это уже ликерные вина.

Слегка удивило данное утверждение. Как мне казалось, вина в которых брожение остановлено спиртом относятся к специальным/крепленым винам (a.k.a. портвейн).
daily_winegraphdaily_winegraph on November 9th, 2011 06:55 pm (UTC)
Это по старому ГОСТу. Елена оперирует терминами нового ТехРегламента.
arisstopanarisstopan on November 9th, 2011 06:46 pm (UTC)
в шымкентской области казаxстана
на границе с узбекистаном
есть несколько плодово-ягодныx совxозов
где делали в том числе и виноградные вина...
CTPAHHuK: Водку пьем для запахаctpahh_u_k on November 9th, 2011 08:10 pm (UTC)
В том числе и виноградные вина
Делали в Шымкентской области
Близ границы.
(Deleted comment)
daily_winegraphdaily_winegraph on November 9th, 2011 07:28 pm (UTC)
"Да ладно, нормальное столовое вино импортное на полках от 160 рублей. Ну да, молодое и хреновое... Но лучше того, о чём Вы пишете. А то, о чём Вы пишете, стоит не дешёвле 100 рублей."

Это правда, не могу отрицать. Но и Вы, в свою очередь, не можете (я надеюсь) отрицать, что я - наименее снобский из всех существующих русскоязычных специалистов в вина, кто пишет о вина в целом. Мне не "западло" попробовать вино из пакета и при этом сохранять изрядную долю объективности. Как минимум.
(Deleted comment)
(no subject) - daily_winegraph on November 9th, 2011 09:01 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - heilnull on November 10th, 2011 03:09 am (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 10th, 2011 03:42 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - heilnull on November 10th, 2011 04:58 am (UTC) (Expand)
(no subject) - salambo on November 10th, 2011 09:54 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - salambo on November 10th, 2011 03:44 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - beer_evangelist on November 10th, 2011 05:34 pm (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - salambo on November 10th, 2011 06:57 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - whtevrr on November 10th, 2011 11:51 am (UTC) (Expand)
Bissobisso on November 9th, 2011 07:18 pm (UTC)
А представь автора, пожалуйста. Я, к примеру, не знаю, кто такая Елена Денисова.
daily_winegraphdaily_winegraph on November 9th, 2011 07:21 pm (UTC)
"И эти люди запрещают мне ковыряться в носу!" (с)

Директор одной из лучших по российским меркам винодельни - "Шато ле Гран Восток".
Miksirmiksir on November 9th, 2011 07:21 pm (UTC)
Т.е. есть все таки "натуральные полусладкие вина"?
daily_winegraphdaily_winegraph on November 9th, 2011 07:22 pm (UTC)
Конечно. Весь Эльзас, вся Германия и многие другие.
(no subject) - ursus1 on November 10th, 2011 05:41 am (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 10th, 2011 05:43 am (UTC) (Expand)
(no subject) - ursus1 on November 10th, 2011 05:44 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
(no subject) - daily_winegraph on November 9th, 2011 09:02 pm (UTC) (Expand)
andriyindraandriyindra on November 9th, 2011 07:39 pm (UTC)
То есть все полусладкие вина - плохие?
А сладкие? Такие как Белый Мускат Красного Камня?
oleg_volyinetsoleg_volyinets on November 9th, 2011 08:05 pm (UTC)
И это далеко не лучшее сладкое вино Крыма sunvalley.ua
(no subject) - daily_winegraph on November 9th, 2011 09:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - envy_ng on November 10th, 2011 07:03 am (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 10th, 2011 07:04 am (UTC) (Expand)
(no subject) - envy_ng on November 10th, 2011 07:07 am (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 10th, 2011 07:09 am (UTC) (Expand)
(no subject) - tuan on November 10th, 2011 01:51 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - medvedyev on November 10th, 2011 10:37 am (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 10th, 2011 10:49 am (UTC) (Expand)
Везунчиковandrusx on November 9th, 2011 07:45 pm (UTC)
У меня вопрос как у потребителя — какая разница, как назвать тот или иной напиток? Все покупатели делятся на два вида:
1. Тем, кому нужно что-нибудь за 300 рублей и не больше
2. Те, кто что-то понимает в вине и им нужно "хорошее".

Первым все равно, что на этикетке написано, вторые же не по надписи "сухое" или "полумокрое" выбирают.
grizli_nn on November 9th, 2011 09:05 pm (UTC)
Вино - звучит красиво, благородно.
Винный напиток - ну ... это как самогон. Да самогон может быть очень хорошим, но для дорогих гостей ставят все таки водочку. Как то так.
(no subject) - tuan on November 10th, 2011 01:52 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 10th, 2011 03:44 am (UTC) (Expand)
(no subject) - don_alesandro on November 10th, 2011 07:25 am (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 10th, 2011 07:31 am (UTC) (Expand)
Единичный философ: nullkub on November 9th, 2011 07:54 pm (UTC)
А я правильно понимаю, что утверждение «чем плохо полусладкое вино - да просто тем, что оно плохое» в данной заметке относится к российским винам?
daily_winegraphdaily_winegraph on November 9th, 2011 08:01 pm (UTC)
Правильно. Потому что в остальном мире почти никто не придумал, что можно доливать "виноградную сгущеннку" в готовое сухое вино и получать "полксладкое". Только мы. Можно гордиться, а можно и печалиться.
(no subject) - kub on November 9th, 2011 08:09 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 9th, 2011 08:22 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kub on November 10th, 2011 06:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 10th, 2011 06:59 am (UTC) (Expand)
(no subject) - kub on November 10th, 2011 09:37 am (UTC) (Expand)
(no subject) - daily_winegraph on November 10th, 2011 09:41 am (UTC) (Expand)
(no subject) - desdichadov on November 11th, 2011 12:40 am (UTC) (Expand)
Hoksarhoksar on November 9th, 2011 07:54 pm (UTC)
... нужна быстрая реализация своей дорогой продукции, ...

Вот эта фраза говорит всё, что вы на самом деле хотите сделать.

Успехов в выкачивании денег!
daily_winegraphdaily_winegraph on November 9th, 2011 08:08 pm (UTC)
Когда я получаю такой комментарий, первое что я делаю - навожу указатель мышки на узерпик. И это меня никогда не подводило. Автор подобного комментария в 100% случаев - "случайный чиатель", не "вы в друзьях" и не "в друзьях у вас", то есть - человек совсем случайный.

Тем не менее каждое мнение имеет ценность. Ваше, конечно, тоже. Однако, я очень рекомендую ознакомиться чуть более детально с тем, как и что производит ШЛГВ и почем это хозяйство продает свои вина. Сделать это можно отчасти в моем фильме "Винные каникулы с Денисом Руденко", а отчасти - попробовав вина.

Это важно. Для того чтобы понять, что "вкачивание денег" это совсем не о них. Настолько далеко, что трудно заблуждаться сильнее.

Edited at 2011-11-09 08:25 pm (UTC)
(no subject) - ctpahh_u_k on November 9th, 2011 08:13 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - kelpai on November 9th, 2011 08:39 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - seldom on November 10th, 2011 08:36 am (UTC) (Expand)
(Deleted comment)
daily_winegraphdaily_winegraph on November 9th, 2011 08:09 pm (UTC)
Дьявол, как обычно, в ньюансах. Разница между "сладкими" и "полусладкими" в реальности почти бесконечна.
(no subject) - daily_winegraph on November 9th, 2011 08:24 pm (UTC) (Expand)
hasnamushasnamus on November 9th, 2011 08:19 pm (UTC)
Только - кисляк!
От полусладкого - блюю сразу