daily_winegraph (daily_winegraph) wrote,
daily_winegraph
daily_winegraph

Category:

Денис Руденко: Российское виноделие — это "трудный подросток"

Опять же из ранее опубликованного. Интервью корпоративному изданию винодельческого предприятия "Фанагория".


- Расскажите немного о себе, о том, как "инженер-технарь" по образованию (я ничего не напутал?) пришел к виноделию, точнее, к винной критике?

Выпускники Московского Университета часто шутят, что университетское образование дает возможность в дальнейшем успешно заниматься совершенно всем чем угодно. Среди моих бывших соучеников сегодня есть не только профессора лучших университетов мира, но и известные экономисты, банкиры, литераторы, театральные критики. Почему бы в этом спектре не быть и винному критику? Привычка исследовать, разбирать каждое явление на составляющие фрагменты, проводить детальный анализ и сопоставление получаемой информации с полученной ранее – это не только необходимые навыки профессионала математика, но и, как ни странно, дегустатора.

Начиналось все на самом деле довольно невинно: увлекаясь вином на протяжении последнего десятка лет, я обнаружил, что мне хочется фиксировать свои впечатления от некоторых вин в письменном виде, чтобы впоследствии иметь возможность возвращаться к ним в любой момент. В моем личном электронном дневнике стали появляться первые заметки. Со временем их становилось все больше и больше, и в какой-то момент я обнаружил, что они составляют уже весьма значительную коллекцию. Но что самое удивительное, оказалось что значительная часть гостей моего дневника пришла и осталась в числе постоянных читателей преимущественно ради них. В этот момент и произошло рождение специализированного винного журнала «Ежедневный Винный Телеграф». Я вынес винные заметки в отдельный дневник, установил четкий формат и частоту обновлений. С тех прошло более 3 лет, в дневнике набралось уже более 1.5 тысяч записей о самых разных винах, которые читает ежедневно несколько тысяч человек.

- Какова Ваша личная "ниша" в немногочисленной среде авторов/журналистов, пишущих о вине в России? Что для Вас значит "писать о вине" и "оценивать вина"?

Во времена Советского Союза едва ли не в каждом доме были книги замечательного человека – Перельмана – «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Занимательная физика» и т.д. Книги эти были написаны легким, увлекательным языком и были понятны и доступны самой широкой аудитории, от среднего школьника до студента-первокурсника. У тысяч людей интерес к предмету начинался с этих книг. Когда я пришел к вину то с удивлением обнаружил, что качественной и в то же время доступной информации по вину на русском языке фактически не существует. Авторы немногочисленных книг и журналов тяготеют либо к снобистско-элитарному изложению, повествуя только о винах ценой в сотни евро за бутылку, либо скатываются в нечто бессмысленно гламурное. Российская же винная критика вообще отсутствовала как класс. Если западный потребитель по каждому вину может до покупки узнать мнение множества критиков или после дегустации сравнить с ними собственные впечатления от вина, то российский любитель вина фактически этой возможности лишен. И мне кажется, что мне лишь слегка удается заполнить этот пробел. Я знаю множество людей, которые прочитав в моем дневнике ту или иную рецензию, покупали и пробовали описанное вино. Безусловно, они не всегда согласны с моими оценками. Но это совершенно нормально и совершенно естественно, поскольку личные вкусы и предпочтения у каждого человека свои. Больше того, многие из читателей впервые узнали о существовании качественного виноделия в разных мало известных винодельческих странах, таких как Уругвай или Хорватия, и даже, как ни странно, Россия.

- Думаю, что тут мы уже подошли вплотную к понятию "российское виноделие" и к необходимости дать ему дефиницию. Дадите? По возможности, не формулятивно-точную, а описательно-авторскую?

Несмотря на историю в сотни лет, российское виноделие представляется мне «трудным подростком». У российских производителей вина я вижу с одной стороны достаточно активную жажду знаний и экспериментов, с другой стороны очевиден еще имеющийся недостаток опыта. Как у всякого подростка у нашего виноделия есть потребность в признании, он искренне радуется похвале и болезненно чувствителен к критике. Его окружает масса соблазнов «сделать абы как, по-быстрому», одновременные тяготение к авторитетам, в роли которых выступают приглашенные «летучие энологи» и в то же время попытки самостоятельно найти «свой путь», свое лицо. В компании таких подростков есть и «хорошисты», которые изо всех сил пытаются сделать качественное вино, а есть и «дворовая шпана», которая просто бутилирует самые дешевые импортные виноматериалы. У российского винодела постоянно не хватает средств, государственное законодательство его специальных потребностей не понимает и не разделяет. У него нет обустроенного быта и отлаженного размеренного распорядка, многое придумывается и делается «на ходу». В этом, наверное, и состоит наша особенность – у нас появляются первые достижения, первые успехи, первое признание, масса проблем, но в целом российское виноделие это пока скорее объект больших надежд отечественного потребителя.

- Кто же все-таки он, российский потребитель вина? В советское время (когда, напомним уважаемым читателям, СССР находился на 2-м месте в мире по площадям виноградников, но о советском вине в мире мало кто слышал); 10 лет назад; сейчас; через 10 лет?

Российский потребитель вина это весьма разнородная прослойка. Это частично люди, которые пришли к вину еще во времена Союза. У них есть полностью устоявшийся вкус, привычка к определенному стилю вина, сформировавшиеся собственные представления о том каким должно быть вино. Это та часть потребителей, которая остается верна старым заводам и винам, которая практически не экспериментирует с новыми покупками. Именно для этих людей некоторые производители тщательно сохраняют часть старого оборудования и технологий. Вторую категорию составляют очень хорошо обеспеченные люди. Многие из них, на самом деле, интересуются не столько ароматом и вкусом вина, сколько его статусностью, редкостью, ценой. Бутылки с ценником в сотни евро – это для них. Это сравнительно небольшая по числу категория потребителей вина, но в достаточно большой степени влияющая на ассортимент и цены винных магазинов, в первую очередь бутиков. А в еще большей степени на винную прессу – только они пока еще готовы платить какие-то деньги за информацию о вине, даже если в реальности она им и не нужна. Но, на мой взгляд, самой интересной и потенциально самой большой и важной для отечественного виноделия мне представляется совсем другая группа людей. Это люди со средним и несколько выше среднего достатком, сравнительно молодые, работники среднего звена различных компаний, обычно успевшие побывать на отдыхе или в деловых командировках за границей и познакомившиеся там с различными винами достаточно высокого уровня. Попробовав однажды, они часто понимают, что вино – это богатейший пласт гастрономии, культуры, истории, знаний, который до сих пор остается для них «белым пятном». Они начинают интересоваться странами и сортами, типами вин и общими вопросами технологий, искать для себя вина приемлемой цены и максимально высокого качества. Мне кажется, что именно за этими людьми на самом деле и есть будущее.

- Ваши пожелания российским виноделам.

У меня множество пожеланий российским виноделам. Первым из которых, конечно, будет скорейшее разрешение и устранение всевозможных законодательных и административных проблем. Я хочу, чтобы вино в нашей стране, наконец, перестало регулироваться законодательно одинаково с водкой и питьевым спиртом, а было признано продуктом сельскохозяйственного производства. Важно чтобы были приняты простые и четкие общие правила производства и сертификации вина. Очень хочется, чтобы были устранены все проблемы с импортом техники и саженцев, банковскими кредитами на развитие виноградников и виноделен, упрощена процедура получения в пользование земли. Ну и конечно, очень хочется пожелать отечественным виноделам сделать по-настоящему сильное, великое вино.

- Не можем не спросить Вас о Ваших впечатлениях о "Фанагории" и фанагорийских винах.

На тех дегустациях, что мне доводится проводить, я очень часто повторяю фразу: «Если вы хотите увидеть, что такое вылизанные до блеска виноградники, то это очень просто сделать – просто побывайте на виноградниках «Фанагории». У вашей винодельни есть самое главное, для того чтобы делать хорошее вино – качественная ягода. Думаю что именно поэтому качество даже весьма демократичной по цене линейки NR достаточно высоко. Мне очень нравится, что винодельческий процесс на «Фанагории» не стоит на месте – ежегодно появляются новые вина, причем не просто новые в ассортименте компании, но и принципиально новые, ранее весьма редкие в России, к примеру десертные вина по технологии «айсвайн». Мне очень импонирует то, что вы сохраняете выпуск вина из российского сорта Цимлянский черный. Я надеюсь когда-нибудь увидеть в продаже первое российское вино с маркировкой «старые лозы» и очень может быть, что это будет ваш прекрасный старый Алиготе. Мне кажется, что, несмотря на все имеющиеся достижения, у «Фанагории» еще огромный неисследованный потенциал. А заявка сделана и сделана очень давно: если посмотреть в историю, то первая запись о российском вине в моем регулярном дегустационном дневнике была сделана именно о вине «Фанагории». Полагаю, что это говорит о многом.
Tags: {интервью}, {комментарии}, {статьи}, {я_сам}
Subscribe

  • Вино - как это делается? Часть 2

    Сегодня в 20.00 продолжаем знакомиться с технологией производства вина. Изучаем, что происходит с вином с момента окончания алкогольного брожения и…

  • Вино - как это делается?

    Традиционно предварительный анонс - через 15 минут на Ютюбе начнётся лекция "Вино - как это делается?" Ссылка…

  • Ночь музеев в Музее Коньяка

    Удивительно, но при том, что коньяк, безусловно, является самым узнаваемым в России крепким напитком после водки, потребление которого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments