?

Log in

No account? Create an account
 
 
20 August 2015 @ 10:30 am
Колонка для Simple Wine News: Хорошо и вовремя забытое старое  

Одно из популярных рассуждений на тему человеческой истории состоит в том, что «история ходит по кругу», повторяясь в общих чертах через определенные периоды времени на новом уровне. Вот и в современном виноделии мы наблюдаем новый «виток», когда в самых разных частях мира виноделы обращаются к «опыту предков» в поисках новых оттенков вкуса и аромата.

Глиняные горшки, возможно, были первыми винодельческими емкостями, в которых происходило сбраживание виноградного сока на Земле. Во всяком случае находки сделанные в «Птичьей пещере» близ деревушки Арени, на территории современной Армении, свидетельствуют именно об этом – здесь археологи открыли большое количество сосудов, сделанных из глины без применения гончарного круга и обжига. Они датируются шестым тысячелетием до нашей эры и использовались людьми поздне-каменного и ранне-бронзового века, которым предстояло просуществовать еще добрых две тысячи лет до изобретения этих технологий.

Удивительно то, насколько простой, доступной и одновременно эффективной оказалась эта, казалось бы, примитивная технология - претерпев лишь незначительные изменения она прошла через тысячелетия. Значительное количество огромных керамических горшков было найдено в 1950-х годах при раскопках последней крепости государства Урарту – города Тейшебаини. В сравнительно небольшой укрепленной части города ученые обнаружили более 500 горшков для производства и хранения вина, каждый из которых вмещал от 200 до 1500 литров вина. Датируется падение города 585 годом до нашей эры, поздним бронзовым веком, а технология мало чем отличалась от того, как делали вино жители каменного. Более того, эта техника дожила и до наших дней – выработка вина в керамических емкостях практикуется в Грузии (где большие глиняные горшки называют «квеври»), в Армении («карасы»), на Кипре («пифос»), островах Эгейского и Ионического морей, Сардинии и центральной Испании («тиньяхас»).

Интересно то, что в последние годы виноделы все больше и больше начинают акцентировать внимание потребителя на таких винах – в 2008 Грузия зарегистрировала за собой право на использование слова «квеври» на этикетке. Практически ежегодно стали проходить выставки и иные публичные мероприятия, направленные на привлечение внимания к этой технологии. Об «оранжевых» винах говорят как о «новом хорошо забытом старом», а наиболее ярые апологеты как и о «единственно верном пути в виноделии».

Современное виноделие, чем дальше, тем больше начинает напоминать цирковое искусство: не зная, как бы еще привлечь внимание потребителя виноделы упражняются в том, как бы еще искусственно усложнить процесс. Производство вина становится сродни танцу на канате – «давайте гравитационно», «давайте без фунгицидов», «давайте органику», «давайте биодинамику», «давайте бетонные яйца», «давайте дикие дрожжи», «давайте без серы», «давайте глиняные горшки». Кульбит, кульбит, еще кульбит! Порой кажется, что процесс уже идет не ради результата, а ради самого процесса – чем дальше, тем больше я слышу объяснения «да, наши вина нравятся не всем, но зато это самое натуральное, самое природное, самое естественное!».

При этом зачастую благополучно теряется самое главное, то, что вино делается не ради упражнений винодела в акробатике, а ради того, чтобы нравиться потребителю – сомелье в один голос говорят о значительных трудностях с продажей мутноватых, в той или иной степени окисленных вин с непривычной ароматикой. Если клиент ощущает уксусные, прелые, затхлые тона или чувствует грубые и агрессивные танины, то ему совершенно все равно, сделано ли это «естественно» или нет – он возвращает бутылку. Или мучительно «давится» ею, в тщетной попытке постичь мнимое величие.

Вы возразите мне, что "есть же совершенно выдающиеся примеры, как быть с ними?". А я отвечу - на одного успешного канатоходца приходится десяток-другой вовремя упавших и понявших, что "без страховки выступают только величайшие мастера и как правило очень недолго". К сожалению в виноделии такое понимание приходит не так стремительно и не так безжалостно, отчего хор голосов с песней "Именно это и есть единственно правильное вино!" убывает недостаточно быстро.

 
 
 
Таняtanchik_34 on August 20th, 2015 07:40 am (UTC)
Не нравится биодинамика, чувствую.
daily_winegraphdaily_winegraph on August 20th, 2015 07:41 am (UTC)
Это широко известный факт

Edited at 2015-08-20 07:41 am (UTC)
sveamansveaman on August 20th, 2015 07:43 am (UTC)
это ж жывое-нефильтрованное! надо в разливайках продавать, будет фуррор!))
daily_winegraphdaily_winegraph on August 20th, 2015 07:44 am (UTC)
Да, примерно та же история
supra300supra300 on August 20th, 2015 07:44 am (UTC)
не зная, как бы еще привлечь внимание потребителя
качеством, о качестве при таких танцах как-то забывают.

Отличный текст!
uz_gamta: Dionysosuz_gamta on August 20th, 2015 07:58 am (UTC)
Текст говно, аффтар неразабрался.
daily_winegraphdaily_winegraph on August 20th, 2015 08:06 am (UTC)
Канэщьн! Вы открыли автору глаза! Он в изумлении!
Dwarkindwarkin on August 20th, 2015 08:00 am (UTC)
Я в каком-то тбилисском винном баре перепробовал десяток плюс органических/биодинамических вин, массовво из квеври. Без явных бактериальных/оксидативных дефектов было с трудом два. Сказал об этом девочке на барной стойке, она обиделась.

У меня (наверное практически у любого винного гика) есть постоянный интерес - попробовать что-то новое, необычное.

Проблема в том, что по ходу улучшения навыков желание пробовать новое не уходит, но получать удовольствие от вина с явно выраженными ацетоновыми нотками/VA и прочими "радостями" из серии "я винодел, я так вижу" уже не получается :)
daily_winegraphdaily_winegraph on August 20th, 2015 08:09 am (UTC)
От имнна! (с)

У меня опыт, конечно, не "десяток плюс", а две полномасштабных выставки в Тбилиси по 100+ образцов, поэтому и написано то, что написано.
sveamansveaman on August 20th, 2015 08:32 am (UTC)
по 100+ из квеври? я только что из Грузии, но столько там в продаже не насчитал. где-то прячутся? или в розницу не продают?
я из любопытства попробовал пяток разных и как-то не понял, нафига та же Хареба делает Оцханури сапере и продаёт его по 50 лари, если Саперави премиум по 30 на две головы выше.
daily_winegraphdaily_winegraph on August 20th, 2015 08:36 am (UTC)
Домашники. Тем выставки и хороши.
sveamansveaman on August 20th, 2015 08:45 am (UTC)
Бгг у тех "домашников", что я был, вместо квеври полиэтиленовая бочка)) Ну и соответствующего качества продукт. Правда, их и на выставку не зовут. Вообще, конечно, там неслабый такой контраст между "народным" продуктом и заводским.
r_wine_partizan: r_w_pr_wine_partizan on August 20th, 2015 08:48 am (UTC)
"вина из квеври"?! - достойны немедленного выливания в унитаз!
Leonidych: miroshka2miroshka on August 20th, 2015 08:50 am (UTC)
Дык, история виноделия еще только начинается и совсем не вышла из "алхимического" периода. Мы и представить себе не можем, что, из какого региона мира и по какой технологии сделанное будут пить люди через 100 лет; какая-нибудь грашевина с южного склона Килиманджаро после ультразвуковой остановки брожения, торфяной фильтрации и довыдержки в масайских тамтамах. Больше разных вин, в т.ч. и сумасшедших! :)
Dimasdimas on August 20th, 2015 10:14 am (UTC)
Как только в какой-либо лавке рулить процессом вместо спецов начинают маркетологи .... :(
nasty_naznasty_naz on August 20th, 2015 10:55 am (UTC)
Ой, я как раз пару месяцев назад в европах отослал шардоне мутноватое коричневого цвета. А мне и говорят - биодинамика, далее по тексту. Думал, лох я, оказалось, не совсем))
el_sucreel_sucre on August 20th, 2015 11:21 am (UTC)
Дело привычки: я не могу пить вин из квеври, те, кто угощает не любят промышленных вин. Приезжая в кахетинскую деревню, я всегда покупаю для стола несколько бутылок, хотя в доме всегда есть "биодинамика")))
Принимающая сторона сначала обижалась (бутылочного они вовсе не пьют, считая невкусным), потом привыкла. В ход пошел главный грузинский аргумент, объясняющий все: "он так хочет".
smilehighsmilehigh on August 20th, 2015 06:00 pm (UTC)
Денис, у вас так написан текст, что из него следует, будто оранжевые вина - это вина из квеври, хотя квеври/керамические сосуды в мире используют не так уж и много "оранжистов".
astro_nomastro_nom on August 20th, 2015 06:09 pm (UTC)
Ну таки Gravner крутой. Да и грузин из квеври на винном рынке мы пробовали достойных.
Так если чохом брать, то процент "виноматериалов" будет зашкаливать в любой выборке.
Вон, если верить экспертам, Альма водкой крепит вино.
daily_winegraphdaily_winegraph on August 20th, 2015 08:21 pm (UTC)
Гравнер крутой. Только Винотерра была с год назад сбрасывать его по 300 рублей за бутылку, потому что не нравится он нормальному потребителю, он от него в ресторанах отказывается и возвращает. А так - да, крутой.

"Эксперты" гонят, ясное дело.
smilehighsmilehigh on August 21st, 2015 09:25 am (UTC)
"Только Винотерра была с год назад сбрасывать его по 300 рублей за бутылку, потому что не нравится он нормальному потребителю, он от него в ресторанах отказывается и возвращает."

А с каких пор мы начали определять качество вин потребительским вкусом? Это вообще ошибка Винотерры или Гравнера? Стоит ли Гравнеру из-за этого перейти на международный стандарт?

Жюру в Россию никто не возит (кроме редких исключений типа АВ) - непонятно "нормальному потребителю". А в США можно найти сразу несколько производителей, которые продаются хоть и в нишевом сегменте, но довольно успешно. В Нью-Йорке в винных магазинах Водопивец стоит рядом с калифорнийскими бомбами, а в битком набитых ресторанах с винной картой из всего 16 бутылок одна - это "оранжевая" риболла из Словении за 70 долларов, и ничего - берут.

В Венеции люди специально приходят в баккаро и винотеки за просекко коль фондо, не хотят другого. В Париже простые районные жители в эно-бистро запивают свинину мутным сидровым савойским игристым и потом, не морщась, заказывают еще бокал.

Но все это только благодаря маркетингу. Людей обманывают.
astro_nomastro_nom on August 21st, 2015 11:50 am (UTC)
Я б взял ящиков дцать по 300 рублёв-то. Я конечно понимаю, что не эксперт, но если есть качественный продукт, спецефический, но качественный, то почему бы и нет? Есть среди друзей-знакомых желающие.

И не вижу причин, почему эксперт, ведущий себя как обычный интернет-тролль не может гнать. Регалии от этого защищают? Эксперт это не откалиброванный масс-спектрометр и с верифицируемостью его мнения большие проблемы. По крайней мере с точки зрения дилетанта.
igorru7 on June 9th, 2017 09:10 am (UTC)
Спустя полтора года
Прошло немного времени и Максим Каширин в колонке главного редактора журнала Simple wine news с гордостью сообщает: "Ещё два культовых имени теперь в Simple Collection - Романо даль Форно и Йошко Гравнер"..

deceptorsdeceptors on August 20th, 2015 09:33 pm (UTC)
"Об «оранжевых» винах говорят как о «новом хорошо забытом старом», а наиболее ярые апологеты как и о «единственно верном пути в виноделии». "

Расшифруете?

"Современное виноделие, чем дальше, тем больше начинает напоминать цирковое искусство: не зная, как бы еще привлечь внимание потребителя виноделы упражняются в том, как бы еще искусственно усложнить процесс. Производство вина становится сродни танцу на канате – «давайте гравитационно», «давайте без фунгицидов», «давайте органику», «давайте биодинамику», «давайте бетонные яйца», «давайте дикие дрожжи», «давайте без серы», «давайте глиняные горшки». Кульбит, кульбит, еще кульбит! Порой кажется, что процесс уже идет не ради результата, а ради самого процесса – чем дальше, тем больше я слышу объяснения «да, наши вина нравятся не всем, но зато это самое натуральное, самое природное, самое естественное!». "

Как раз сегодня подобное слышал, заодно цены на пару позиций биологически чистых препаратов услышал. ИМХО это всё маркетинговое гавно, минимум на 80%.