?

Log in

No account? Create an account
 
 
10 June 2013 @ 12:42 pm
Грузия 2013 - часть 2: белые сорта винограда Грузии  
111Сортимент Грузии в самом деле весьма велик - по всей территории страны, в разных регионах выращивается более 500 различных сортов. Но основными, конечно, является очень небольшое количество сортов - десяток или два. Лидерами безусловно являются белый Ркацители и красный Саперави. Традиционная система виноградарства, при которой кроме крупных хозяйств существует большое количество мелких виноградарей, продающих свой урожай в виде свежих ягод, позволила сохранить на виноградниках именно грузинские сорта, практически без значительного присутствия европейских. Да, у некоторых хозяйств есть и Мерло и Каберне Совиньон, но они используются преимущественно в купажи (иногда весьма существенно облагораживая вино).

Ркацители - безусловно один из интереснейших сортов, с хорошо узнаваемым собственным сортовым ароматом, в котором главную роль имеют тона полевых трав и цветов, цитрусовые оттенки, нотки грейпфрута и цедры. Небольшим недостатком Ркацители можно считать невысокую тельность, но эта особенность может быть скомпенсирована множеством винодельческих методов, от продолжительной пре- и пост- ферментационной мацерации, до ферментации и выдержки в дубовой бочке. Ркацители очень неплохо принимает на себя бочку, дополняя свой ассортимент пряными и легкими ванильными тонами. Вообще, нужно сказать, что Ркацители способен давать самые разные вина по стилю, начиная от игристых вин (на мой взгляд лучше здесь получаются вина по резервуарной технологии, классические получаются несколько тяжеловесными), через тихие сухие вина и заканчивая креплеными вина в стиле белого портвейна, хереса и мадеры. Самостоятельной темой стоят вина сделанные в глиняных кувшинах, о которых мы еще поговорим отдельно.

Кроме Ркацители из белых сортов достаточно широко распространены два сорта с похожими названиями - Мцване (Кахури Мцване, Мцване кахетинский) и Горули Мцване (Мцване из Гори). Сорта называются так по цвету зрелых ягод - даже в состоянии полной зрелости они сохраняют зеленую окраску ("мцване" по-грузински "зеленый").

Кахури Мцване (или просто Мцване - если на бутылке написано просто Мцване это всегда кахетинская разновидность) имеет заметно более плотное тело по сравнению с Ркацители и очень приятную фруктово-леденцовую ароматику, с нотами сладких груш, персика, зеленой дыни. Эти его стороны активно используются производителями в Кахетии, особенно в зоне Цинандали, где производится одноименное вино, купаж которого обычно содержит около 85% Ркацители и 15% Мцване. Чистосортный Мцване иногда получается слишком полным, я бы даже сказал "пухлым", очень круглым, без какой-то внутренней струны, хребта. Конечно существует заметное число очень хороших сортовых Мцване, но в среднем картина примерно такая.

Горули Мцване имеет несколько менее выраженную ароматику, с доминантой цитрусовых оттенков, выраженной минеральностью и традиционно считается неплохим сортом для игристых вин. К сожалению промышленные посадки этого сорта не очень велики и на сегодня сухое тихое вино из него производится только в одном хозяйстве - Шато Мухрани.

Белые сорта играют в грузинском виноделии очень важную роль - традиционно кахетинские вина были преимущественно белые, особенно производившиеся в квеври. Поэтому было бы неправильно не упомянуть и несколько менее распространенные сорта: Киси, Хихви, Цицка, Цоликоури, Крахуна, несколько разновидностей сорта Тетра (Рачули, Цолукидзис, Цхведианис, Мандариас).

Наибольшую популярность у производителей в Кахетии из них (насколько мне удалось увидеть) имеет Киси, который производится как по европейской технологии, так и по традиционной, причем по ней - преимущественно. В этом виде сорт проявляет нотки апельсина, померанца, кураги, флердоранжа. В европейском проявлении ароматика сладко-грушевая, дюшесная, несколько пряная. Производители говорят о сорте очень тепло, так что можно рассчитывать, по-видимому, на дальнейшее увеличение посадок этого сорта.

Хихви, несмотря на то, что является очень древним сортом (первые упоминания на границе III-IV веков нашей эры) более редок и достаточно разнообразен в ароматике, мне пока трудно выделить в нем какие-то сортовые черты.

Цоликоури более устойчив к грибковым заболеваниям и поэтому возделывается в более влажных зонах, вплоть до субтропиков Абхазии. Из него делают простые полусладкие вина типа Псоу или Твиши, не претендуя на что-то более серьезное.

Цицка относится к сортам с довольно высокой кислотностью, легкой, приятной цитрусовой ароматикой, что также как и в случае с Горули Мцване делает его отличным материалом для игристых вин.

Чинури хотя и распространен достаточно широко, особенно в регионе Картли, мне в сухом тихом виде не встретился. Из литературы и комментариев - сорт, дающих хорошие игристые виноматериалы.

Крахуна - поздний имеретинский сорт, хорошо набирающий сахаристость и сохраняющий хорошую свежую кислотность, производится в основном по европейской технологии, дает пряные вина богатые всевозможными оттенками экзотических фруктов. Очень симпатичные.

Оглядываясь на наш дегустационный опыт можно сказать, что наличие более "строгого" сорта Ркацители, дающего сфокусированные вина, иногда даже "острые" или "колючие" с дополнением в виде "мягких" и "округлых" сортов, таких как Мцване, Киси и Крахуна, дает возможность грузинским виноделам производить очень большое количество вин, совершенно разных по стилю, от прямолинейно "мужских" до богатых "женственных" с полным спектром вариантов между этими крайностями.
 
 
 
supra300supra300 on June 10th, 2013 08:54 am (UTC)
Только я собрался "завязать".
Денис, ты наверно уже знаешь все марки, что будут ввозиться в Россию, назови пожалуйста 3 самых на твой взгляд интересных, которые стоит попробовать.
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 09:04 am (UTC)
Нет, еще не знаю, поскольку многие производители еще "в переговорном процессе". Могу только пока назвать то, что точно будет и что покупать не надо - вина Дугладзе, которые сюда приедут одними из первых очень очень слабые, не сказать хуже. И это, конечно, большая беда для Грузии.
supra300supra300 on June 10th, 2013 09:20 am (UTC)
Слабые привезут первыми?! Вот это номер!
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 09:29 am (UTC)
Как всегда - "деньги решают все". Дискаунтеры, которые рвутся снять сливки с волны интереса, не интересуются ни качеством, ни перспективами. Важно "урвать по-быстрому". Поэтому так и получатся.
supra300supra300 on June 10th, 2013 09:38 am (UTC)
да-а, у нас странные потребители, их ни чем не отпугнуть.
Вчера вечером в одном ТЦ видел группу людей допрашивающих менеджера "Когда привезут Грузию")))
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 09:39 am (UTC)
Про общую ситуацию с винами и о том, что пить имеет смысл, а к чему нужно относиться осторожно, статья еще будет.
supra300supra300 on June 10th, 2013 09:41 am (UTC)
Спасибо. Приятно видеть профессиональную работу.
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 09:43 am (UTC)
В данном случае потребители как раз жертвы. Они-то не в курсе ситуации.
supra300supra300 on June 10th, 2013 09:59 am (UTC)
с виду вполне себе не алкоголики)
Хотя конечно во время "дегустаций" когда спрашиваешь мол ну как тебе это... не всегда оппоненты могут и отличить. Культуры вина нет, почти. Водку люди научились различать, а вино...
Мария Эксерekser on June 10th, 2013 11:37 am (UTC)
Знаете, в Грузии понятия не имеют о компании Дугладзе. И как-то странно это все выглядит...
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 12:12 pm (UTC)
Знают, конечно - я же где-то ее пробовал и, сами понимаете, не в Москве. А на Wine Expo в Тбилиси.
Мария Эксерekser on June 10th, 2013 12:35 pm (UTC)
Я понимаю, но в магазинах компания почти не представлена
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 05:11 pm (UTC)
Обычное явление - таких компаний в Грузии несколько десятков по словам Шалвы Хецуриани
Мария Эксерekser on June 10th, 2013 06:21 pm (UTC)
просто очень подозрительно было появление этой компании акурат под анонс экспорта вина в РФ
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 08:08 pm (UTC)
Насколько мне известно от Шалвы она не только что возникла, это какой-то (вылетело из памяти какой именно) достаточно старый винзавод, и компания ни шатко ни валко существует уже давно.

Edited at 2013-06-10 08:09 pm (UTC)
ursus1ursus1 on June 10th, 2013 09:30 am (UTC)
Денис, по тэгу "Грузия" выдаётся только эта статья, лучше, наверное, и на первую часть заметок поставить, впоследствии искать будет легче.
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 09:35 am (UTC)
Да, я первую часть постил в планшета, там тэги не ставятся. Сейчас поправлю, спасибо.
d.Candela: Dervishdervish_candela on June 10th, 2013 09:58 am (UTC)
если планшет андроидный, то рекомендую клиент eljay
очень удобен как для постинга, так и для просмотра/комментирования длинных веток
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 09:59 am (UTC)
Я им пользуюсь на телефоне, а планшет - Яблоко.
ursus1ursus1 on June 10th, 2013 10:25 am (UTC)
Очень полезные заметки, я в своё время весь рунет перелопатил в поисках информации о грузинских автохтонных, так ничего толком и не нашёл.
Кстати, со всем осознанием занятости и масштаба грузинского гостепреимства - если вдруг выдастся свободный вечер в Тбилиси, буду рад пригласить на дегустацию Пишон Барона 1988. Мало ли, вдруг захочется чего-то отличного от грузинского, а здесь с этим тяжёло)
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 10:48 am (UTC)
К огромнейшему сожалению у нас был график с 8 утра до часу ночи, а сейчас уже в сижу обратно в Москве. :(
ursus1ursus1 on June 10th, 2013 11:44 am (UTC)
Жаль, ну в другой раз стало быть. Что Барон доживёт, правда, не гарантирую)
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 12:20 pm (UTC)
:)
Dimasdimas on June 10th, 2013 10:33 am (UTC)
Спасибо, прикопал себе “про запас” в евернот :)
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 10:47 am (UTC)
У меня там же живет и там же и писалось с планшета :)
unclesashaunclesasha on June 10th, 2013 10:42 am (UTC)
Хвалёные Киндзмараули и Хванчкара появились в свободной продаже в 90-е годы и были явной фальшивкой.
Зато в 70-е и начале 80-х несколько раз был в Грузии, пробовал местные вина. На мой вкус, самые достойные белые вина тогда были в Алазанской долине из сорта фурминт, ркацители, всё-таки простовато. У меня создалось такое впечатление, что это не те вина, которые стоит хранить годами. Зато молодое вино из глиняных кувшинов, закопанных в землю, гораздо интереснее хвалёного французского божоле.
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 10:47 am (UTC)
О том, что творилось в 90-е стоит помнить, но не более, чем как об историческом факте. С тех пор прошло, слава Богу, 20 лет с хвостиком.

Белые вина в подавляющем большинстве не стоит хранить годами, откуда бы они ни были.
lahmatii_yolahmatii_yo on June 10th, 2013 03:41 pm (UTC)
если можно - вопрос
возможно будет еще описание по красным сортам - в преддверии его и спрошу:

если я не ошибаюсь, был отдельный сорт винограда, выведенный и предназначенный для выращивания в регионе Абхазии -кажется назывался "Качич".

Случайно не известна ли его судьба?
daily_winegraphdaily_winegraph on June 10th, 2013 05:09 pm (UTC)
Re: если можно - вопрос
Да, будет. Существует, по неофициальным данным очень медленно увеличивает площади
lahmatii_yolahmatii_yo on June 10th, 2013 05:49 pm (UTC)
Re: ясно
спасибо за ответ!
vasya_new on June 11th, 2013 06:33 am (UTC)
Спасибо за репортаж: просто песня, даже гимн грузинскому виноделию! Чувствуется, что не только вино понравилось, но прием был оказан самый теплый :-)
abonsnaiperabonsnaiper on June 11th, 2013 11:27 am (UTC)
Фото можете взять здесь)Может и вы в кадр попали?)
http://abonsnaier.livejournal.com/371050.html
Соколов Вячеславskaykart on June 11th, 2013 03:15 pm (UTC)
Не пробовали Мтсвани-Киси?
Когда я попробовал это вино, то это кисло-сладкое сочетание поразило. Но, я, правда, и не специалист по вину, а так... пользователь по мере сил))